Уважаемые родители, существует множество методик определения психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению. Предлагаем Вам простую в проведении и интерпретации методику определения готовности ребенка к школе, которую Вы можете провести самостоятельно в домашних условиях.
Хочет ли ребенок идти в школу? (Стандартная беседа Т.А.Нежновой)
Обратитесь к ребенку со словами: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?»
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обведите номер высказывания, с которым Ваш ребенок согласился, а потом посчитайте количество положительных ответов. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
При сумме 1-3 балла: Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае Вам следует задуматься о причинах такого мнения.
При сумме 4-8 баллов: да, в школу хочется, но в основном он мечтает пока о новых играх и друзьях.
При сумме 9-10 баллов: Вам не стоит беспокоиться. Хорошо, если Ваш ребенок сохранит такое отношение к школе на ближайшие десять-одиннадцать лет.
Готов ли я быть родителем первоклассника?
(тест для родителей)
А теперь тест для вас, дорогие родители. При обработке его результатов воспользуйтесь таблицей. Для этого зачеркните номера тех вопросов, на которые вы ответили положительно, а затем сосчитайте количество зачеркнутых номеров по каждому столбику отдельно. Полученную сумму запишите в нижней пустой клеточке каждого столбика. В графе «Всего» поставьте общее количество зачеркнутых цифр.
Итак, выбирайте близкий вариант ответа:
1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребёнка.
4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что ребёнок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребёнок пугается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.
15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
|
|
|
|
Что означают полученные цифры?
Если сумма положительных ответов 4 или менее баллов: у вас есть все основания с оптимизмом ждать первого сентября — вы сами готовы признать новую социальную роль вашего ребёнка.
Если сумма положительных ответов 5—10 баллов: вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.
Если сумма положительных ответов 10 и более баллов, подумайте над своими ответами ещё раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.
Что же означают суммы в столбиках таблицы?
В первую очередь обратите внимание на те, где сумма 2 — 3 балла.
1-й столбик — по-видимому, необходимо заняться играми и заданиями, развивающими внимание, память, мышление, тонкую моторику рук.
2-й столбик — обратите внимание на то, умеет ли ваш ребёнок взаимодействовать с другими детьми.
3-й столбик — следует предположить некоторые сложности, связанные со здоровьем вашего ребёнка, но есть ещё время заняться закаливающими и общеукрепляющими упражнениями.
4-й столбик — не исключена возможность того, что у ребёнка возникнут трудности во взаимопонимании с учителем.
5-й столбик — ваш ребёнок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери. Подумайте, может быть, стоит отложить школу на год? Возможно, будет полезно поиграть в школу летом?
Размышляйте, анализируйте, советуйтесь. |